Любой кадровик знает - трудовая книжка должна быть заполнена безупречно. Ведь
достоверность содержащихся в ней сведений имеет прямое отношение к оценке
будущих пенсионных прав работника. Но, к сожалению, не всегда удается избежать
ошибок. Давайте посмотрим, как можно внести изменения и исправления в этот
документ.
Определимся с понятиями
Скажем сразу: внесение изменений и исправлений в трудовую книжку следует
отличать от оформления дубликата трудовой книжки. Это два различных порядка,
которые являются следствиями разных причин.
Изменения вносятся, если в книжке была обнаружена неточная или неправильная
запись, устарели анкетные данные работника, сведения о его образовании,
профессии или специальности. А дубликат выписывается сотруднику, если его
трудовая книжка была утеряна или испорчена (Утверждена постановлением Минтруда
России от 10 октября 2003 г. № 69.).
Есть и еще одна процедура, которую часто путают с внесением изменений и
исправлений в трудовую книжку. Это аннулирование испорченного бланка и
оформление нового, если при первичном оформлении книжки кадровик по
неосторожности внес туда неверную запись. Даже опытный кадровый специалист может
ошибиться, например, в дате рождения работника и вместо «11.10.1978» написать «11.10.1987».
Довольно часто встречается неверное написание некоторых фамилий, имен, отчеств.
У кадровиков есть даже примерный перечень имен, при написании которых
рекомендуется быть особо внимательными: Марианна и Марьяна, Диана и Дина,
Геннадьевна и Геннадиевна, Аристова и Арестова и т. п. Поскольку законом не
предусмотрена процедура исправления неверно внесенной записи на титульном листе
трудовой книжки, здесь не остается ничего другого, как списать испорченный бланк
и заполнить новый. Помните, что испорченные бланки трудовой книжки и вкладышей в
нее необходимо уничтожить с составлением об этом акта.
Теперь, когда мы разобрались с похожими процедурами и четко уяснили себе их
различия, перейдем непосредственно к внесению изменений и исправлений в трудовую
книжку.
Измененяем анкетно-биографические данные
Классическая ситуация - сотрудница вышла замуж и поменяла фамилию. Или развелась
и вернула девичью фамилию. Бывает, что анкетные данные меняют и мужчины.
Причиной может послужить также вступление в брак (ведь муж имеет право взять
фамилию жены или записаться под двойной фамилией), а кроме того, неблагозвучие
фамилии или имени. Все эти изменения необходимо внести в трудовую книжку
работника.
Для изменения данных трудовой книжки о фамилии, имени, отчестве, дате рождения
работника пунктом 2.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек предусмотрен
следующий порядок. Прежняя запись аккуратно зачеркивается одной чертой, а сверху
(снизу либо на той же строке, где есть место) записываются новые данные. Имейте
в виду, зачеркнутая запись должна легко читаться. На внутренней стороне обложки
трудовой книжки делается пояснение со ссылкой на документы, на основании которых
были внесены изменения, с указанием их номеров и дат. Помните, что никакие
изменения ни в коем случае нельзя делать только со слов владельца трудовой
книжки.
Какие же документы служат основанием для внесения изменений? Инструкция называет
паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, свидетельство о
расторжении брака, свидетельство об изменении фамилии, имени, отчества и другие
документы. Текст пояснения заверяется подписью кадровика, который вносил
изменения, и печатью организации или кадровой службы.
Обращаем ваше внимание на то, что при изменении анкетных данных работника ссылку
нужно делать как на соответствующее свидетельство, так и на паспорт.
Недостаточно будет указать один из этих документов. Дело в том, что по одному
лишь паспорту невозможно проследить изменение фамилии, имени, отчества, даты
рождения. А ссылки только на свидетельство будет мало, поскольку у работника
изменились еще и данные паспорта, на основании которых заполняется трудовая
книжка. Пример внесения записи об изменении фамилии приведен ниже.
Дополняем сведения об образовании
Довольно часто в трудовой книжке приходится дополнять сведения об образовании,
профессии, специальности. Например, гражданин поступил на работу сразу после
школы (среднее общее образование), а впоследствии получил среднее
профессиональное образование. При этом в соответствии с пунктом 2.4 Инструкции
старые сведения в трудовой книжке не зачеркиваются, а просто дополняются через
запятую новой информацией. А если данные об образовании, профессии,
специальности в трудовой книжке отсутствуют, то просто заполняются пустые строки.
Приведем пример.
Пример
В строке «Образование» у работника было указано среднее профессиональное
образование, а в строке «Профессия, специальность» значилось «строитель». Он
окончил технический университет и предъявил в отдел кадров диплом инженера. На
основании диплома в этой же строке через запятую нужно указать «высшее
профессиональное», а в строке «Профессия, специальность» в соответствии с новым
дипломом через запятую написать «инженер».
Инструкция не требует делать в трудовой книжке ссылку на документ об образовании,
дополняя ранее внесенные сведения. Некоторые специалисты считают, что такая
ссылка необходима, а располагаться она должна на внутренней стороне обложки
трудовой книжки, по аналогии с записью об изменении анкетных данных. На наш
взгляд, если законодательство этой ссылки не предусматривает, делать ее нет
необходимости. К тому же отразить все изменения образования, профессии и
специальности на обложке не всегда возможно из-за небольшого размера бланка
трудовой книжки.
Исправляем неверную запись
Если вы обнаружили в трудовой книжке работника неправильную или неточную запись,
сделанную на предыдущей работе, или же сами по ошибке внесли неверную запись,
нужно как можно скорее исправить положение. В этом нам поможет пункт 1.2
Инструкции и раздел III Правил ведения и хранения трудовых книжек*.
По ранее действовавшему законодательству исправить неверно внесенную запись в
трудовой книжке мог только тот работодатель, который ее произвел. Теперь
ситуация изменилась. В соответствии с пунктами 27 и 28 Правил вносить изменения
в трудовые книжки можно и по новому месту работы сотрудника на основании
официального документа работодателя, допустившего ошибку. Как правило, такими
документами являются копии приказов о приеме, переводе и увольнении работника,
об отмене этих приказов, а также справки и выписки из документов, в которых
данные приказы упоминаются (личная карточка, лицевой счет, книга регистрации
приказов и т. п.).
В разделах трудовой книжки «Сведения о работе» и «Сведения о награждениях»
нельзя ничего зачеркивать, подделывать и замазывать корректирующей жидкостью.
Все неверные записи должны быть в установленном порядке признаны
недействительными.
Для этого нужно сделать следующее. В графе 1 поставьте порядковый номер,
следующий за последней записью. В графу 2 впишите дату внесения записи, а в
графе 3 укажите: «Запись за номером таким-то недействительна». Вот теперь можно
воспроизвести эту запись в правильном варианте. В графе 4 повторяется номер
приказа, на основании которого была неверно внесена запись в трудовую книжку.
Если же сам приказ был издан с ошибкой, а затем отменен, то в графе 4
указываются дата и номер отменившего его приказа.
По такой схеме исправляются все неточные или неправильные записи - о приеме на
работу, переводе, увольнении, награждениях. В том числе и запись о переводе или
увольнении, если эти действия признаны судом, Рострудинспекцией, КТС или самим
работодателем незаконными. Следует также отметить, что, если недействительной
признана запись об увольнении или переводе, работник имеет право попросить
вместо ее исправления оформить ему дубликат трудовой книжки, где неверная запись
будет попросту отсутствовать (п. 33 Правил).
Особенности исправления записей
Часто у кадровиков возникают вопросы, как поступить в той или иной неординарной
ситуации, связанной с необходимостью внесения исправлений в трудовую книжку.
Рассмотрим некоторые подобные случаи.
Неверная запись обнаружена спустя значительный промежуток времени. Даже если с
момента внесения неверной записи прошли годы и в трудовой книжке работника после
нее появились другие записи, исправления вносятся в обычном порядке. После
последней записи ставится следующий порядковый номер, скажем, 10, затем делается
запись о признании недействительной записи за номером, например, 5 и
воспроизводится правильная запись. При этом датой изменений будет не та дата,
которая указана под неправильной записью (иначе нарушится хронология), а дата
внесения записи об исправлении. В графе 4 делается ссылка на соответствующий
приказ. Если вы вносите изменения на основании копии приказа другого
работодателя, обязательно укажите, на чей именно приказ вы ссылаетесь
Неверная запись обнаружена сразу после того, как было оформлено увольнение.
Здесь вот какая трудность: увольнение уже оформлено и блок записей в трудовой
книжке, сделанных в вашей организации, закрыт печатью и подписями. Если сейчас
сделать запись без наименования организации, будет непонятно, кто ее автор.
Поэтому для одной этой записи нужно создать в трудовой книжке новый блок - вновь
написать в виде заголовка наименование организации, затем поставить порядковый
номер, следующий за номером записи об увольнении, и дату. После этого внести
необходимые изменения. Чтобы закрыть блок, необходимо поставить печать и подпись
сотрудника, ответственного за ведение трудовых книжек, и подпись работника, как
при увольнении.
Так же следует поступать и в том случае, если бывший работник пришел к вам
исправить неверную запись, сделанную в вашей организации, а в его трудовой
книжке последней стоит запись об увольнении из другой организации
Совет
К акту об уничтожении испорченных бланков трудовых книжек (вкладышей)
целесообразно прилагать их подлинные номера. Номера можно вырезать из бланков
перед их уничтожением и вклеить в акт или приложить к нему. Это послужит
неопровержимым доказательством того, что бланки с такими номерами были
действительно уничтожены.
Елена ШИРИМОВА, юрист, ведущий эксперт журнала «Кадровое дело»
Источник: Журнал "Кадровое дело"
Представленные на сайте формы и тексты договоров - всего лишь образцы и их можно использовать, дорабатывая для каждого конкретного случая.
Уважаемые посетители! Группа юридических компаний «Лекс» специализируется в договорном законодательстве и предлагает Вам свои услуги по разработке договора. Юридическую услугу по составлению договора Вы можете заказать одним из следующих способов:
направив электронное письмо на адрес: отправить сообщение
- либо направив запрос с данной страницы, заполнив нижеприведенную форму "Оперативная связь".